Испытывать
ужас перед кем-то или чем-то свойственно каждому, испытывать беспричинный ужас
-- особенность тонких, чувствительных субъектов, но признать ужас главной и
определяющей константой бытия — на это способны немногие…
ЕВГ
Вхождение в пространство
ужаса всегда необратимо, и как только оно началось, как только произведено
первое движение – все шаткие и транзитные ориентиры переламываются, меняются.
Как беспредельная величина, как демонстрация онтологической неисчерпанности,
ужасное и ужасающее ставит в ситуацию сложных движений и вибрирующей полисемии. Ужас отучает психею от
заскорузлости прямого действия, рушит до основания ту дурную цикличность,
двигаться по которой свойственно человеку. Поэтому ужас аналогичен отчаянию,
безнадеге, но, в отличие от чисто негативных категорий, всегда несет в себе
ультимативное утверждение. Всегда есть (присутствует) тот или те, кто ужас
вселяет, навеивает, возбуждает. В этом утверждении и таится ориентир, и всегда
следует иметь в себе почтение и специфическую благодарность аутсайду, пусть
даже первые волны потустороннего не таят в себе ничего, кроме дегенеративных,
паразитарных сил.
Как учит нас традиционная метафизика, всякая
топика несет в себе указание на собственное Иное. Угрюмые городские архонты,
мелкие и коварные бесы, жестокие аггелы о тонких одеяниях, канализационные
ворошители мглы – явление этих сущностей представляет собой определенное
послание. Если есть те, чью пищу составляют скорлупы и кожуры мира дольнего,
есть и то, что предполагает более тонкую связь, утончающуюся до бесконечности.
Это начало инобытийного тоннеля. Мы предупреждены, предельно четко поставлены
перед фактом скованности и связанности человеческой души. Так просто выбрать
оковы себе, впрочем, тоже не получится, слишком велика доля заданного не нами.
…Выпадая из зоны прямого
влияния архонтов (о чем свидетельствует перемена в оптике), мы теряем старые
земные идентификации, становимся случайными путниками, но и в этом состоянии не
находим прибежища и укрытия. Неучтенные – значит первые в очереди на жёсткий
учет и опись, в канцеляриях правителей реальности. Спасти (в очень узком
значении слова) может только та случайность, что возведена до метафизического
прорыва – укорененная в инобытии, ставшая на извилистые дороги дальних сфер
потустороннего. Вооружившись этим тайным ориентиром, мы всегда идем туда, о чем
ничего не знаем, не ожидаем, не обкладываем заведомыми суждениями. Дорога в
незнание подразумевает путевые заметки, запечатленные видения – то есть попытки
выразить через себя печати иных, поставленные на душе, реализовать их в
собственной волевой сфере. Но с каждым шагом нас все больше поглощает
инобытийный туман, мы совершаем страшные усилия, чтобы одномоментно не
распасться и не истаять в нем. Возможно, это суть искусство подготовки к смерти,
которую несет для всякой анимированной формы изначальная Полнота.
***
В начале октября я снова
приехал в поселок С., за сотню километров от неоновой щелочи малороссийской
метрополии. Если попытаться более-менее подробно описать место, где располагался
наш дом, то это десяток куцых хаток, выступающих исподволь из всеохватывающей,
всевластной земной горизонтали. Почти нет лесов – только редкие лесопосадки,
чуждые степям, и повсеместно поля, луга, холмы, неустланные асфальтом дорожки.
Изобилие рек – то ли одна со множеством рукавов, то ли сразу несколько
небольших; озера и пруды. Аквахтоническое пространство позволяет здесь людям
вычищать и обустраивать земли под хозяйство, ведь элементальные креатуры
прекрасно знают – очень быстро человеческие тела уходят в землю, становятся
пищей для новых ростков, для жадных и экспансивных корневищ.
Впрочем, пребывать в дреме
эти стихийные духи предпочитают особо, в дреме же проходит абсолютное
большинство времени их циклов. Сие прямо проистекает из природы Воды и Земли:
туманы, стелящиеся поутру по реке, вечерняя дымка над усталыми холмами –
характерные признаки сновидческого покоя.
Но иногда, иногда – они
пробуждаются.
В последнюю ночь
импровизированной вакации я проснулся, как всегда в таких случаях, резко, травматично,
и совсем не ясно было, сколько времени проспал, и сколько осталось.
Пробуждение: сфера сознания вталкивается в тело, холод, поступающая дрожь,
похмельная вялость в мозгу. Переворачиваюсь, голова начинает болеть, потом
раскалываться. Ю. шепчет о наступающем в ее снах пире женщин-антропофагов, о
приозерном собрании душ, куда ее звали совсем недавно… Я начинаю думать о той
тревоге, что захватила меня в первый вечер, о неведомой сущности, что выжидала
за окнами, в темноте, пред которой бессилен электрический свет. Такого мрака не
бывает в городах.
Мои интуиции подтвердились
настолько, что душа разом приняла в себя великий ужас, бродивший теми ночными
полями. Вот она: просторные одежды, поданное вперед лицо, копна черных густых
волос. Но это периферия, а сердцевина – глаза, янтарно-оранжевые, как у тигра,
встреченного посреди джунглей. Сейчас вспоминаются строки: «глаза раскаленные
бога оставляют в коже следы». Так, да не совсем – скорее пронзают, и
распластывают по стене. Ужас находит волнами, одна за одной, будто неисчислимые
муравьиные рати проносятся по эпителию. Слезятся глаза, горло полниться
комьями, а комната лежит в сером мраке, оставляя впечатление тревожной
отрешенности.
Стрыга? Кикимора? Шишига? Пойди я сразу навстречу этому образу, запечатли его на
рисунке, призови вслух – и разум бы мигом разломало, как старую фанеру. Один из
уроков о сложных маршрутах, прошедший вплоть до позвонков.
Отходя, слушал копошение
домового, проходившее за какой-то потусторонней стенкой. Будто множество сгустков
и шаров мрака сталкивалось, соединялось и разрывалось, репульсировало, играло.
Наверное, наводит батюшка шороху в своих субтильных закромах…
Вскоре провалился в
черный, пустотный сон. Ну, а потом настало утро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий